Искусственный интеллект и роботы помогут международной логистике - Инновации и развитие Петербурга

Цитата дня: Смотреть на мир вокруг себя — на существующую реальность, которую все остальные обычно просто принимают, — и спрашивать: А что, если мы сделаем это? Или попробуем это?

Искусственный интеллект и роботы помогут международной логистике

24.08.2022 в 10:15 | время чтения: 10 мин.

В условиях санкций, ухода с российского рынка мировых контейнерных операторов, таких как Mediterranean Shipping Company (MSC), Maersk, CMA CGM и др., закрытием европейских портов для грузов из России, а также запрет на въезд в ЕС фур на российских номерах, сфера международных грузоперевозок претерпела глобальные изменения. Сегодня отечественные транспортно-логистические компании ориентированы на мультимодальные решения (перевозку груза разными видами транспорта, например, море+ж/д или +авто ) и потому готовы инвестировать в цифровые решения, способные  ускорить и удешевить цепь поставок.

Цифровые экспедиторы, трекинги контейнеров, электронный документооборот, элементы роботизации и др. – эксперты оценивают максимальный объём инвестиций в самую сложную интеллектуальную разработку до 8 млн рублей, отмечая при этом непростое положение отрасли после ухода зарубежного ПО.

По словам разработчиков и представителей логистической отрасли современные компании нуждаются в «умных» решениях, которые автоматизируют большую часть процессов доставки и хранения грузов. «Требуются стратегические инновации, которые смогут давать высокую добавленную стоимость», – уверен руководитель лаборатории теоретических и междисциплинарных проблем информатики СПб ФИЦ РАН Максим Абрамов – К таким решениям можно отнести беспилотные транспортные средства (грузовики, дроны, доставляющие грузы), электрический грузовой транспорт, автоматизация планирования мультимодальных перевозок (тип перевозок, при котором груз доставляется несколькими видами транспорта – прим. ред.) и др.», – перечисляет эксперт.

«Цифра» и машины для международных грузов

В основном это технологии с использованием искусственного интеллекта (ИИ). «Сюда относятся логистические информационные системы, комплексные системы управления складом, транспортом и некоторые другие программы», – комментируют эксперты логистической компании MTL GROUP. По их наблюдениям такие варианты появляются ежегодно, их производительность растёт, человеческие ресурсы используются рационально, повышается качество работы.

«Что касается складского рынка, то здесь уже востребованы те склады, которые обладают автоматизированной системой управления. И это будет все чаще встречаться и в других отраслях логистики – транспортировка, планирование и маршрутизация и т.д.», – говорят в MTL GROUP.                                    

Специалисты подсчитали, что в 2022 г. транспортно-логистические компании чаще всего внедряли в свою работу такие инструменты, как Яндекс.Маршрутизация, 1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом Корп, Axelot: TOS Управление контейнерным и портовым терминалом.

Технологии, автоматизирующие и цифровизирующие бизнес-процессы в организации призваны упростить и работу клиентов с сайтами компаний; автоматизировать, ускорить и стандартизировать внутренние процессы. «Технологические решения сейчас — кроссовые, межфункциональные. Общий инновационный тренд: все, что может быть стандартным, сделать стандартным. – считает директор по инновациям компании СДЭК Ольга Сгибнева.

Пример – переход логистических компаний на электронный документооборот.

Тренд на цифровизацию отрасли не игнорирует Федеральная таможенная служба РФ (ФТС). С 2018 года она переходит на электронный документооборот, с 2021 г. запущено 16 центров электронного декларирования (ЦЭД) в разных регионах страны. С их помощью участники ВЭД могут автоматически задекларировать и пройти выпуск товаров, пройти иные таможенные процедуры.

В свою очередь на государственном уровне работает институт уполномоченных экономических операторов (ОУЭ). Статус ОУЭ даёт ряд важных преференций для работы компаний, например, выпуск товара до подачи декларации, льготы и отсрочки по уплате таможенных платежей, минимум проверок. Важно, что получить этот статус (одного из трёх типов) может логистическая компания, склад временного хранения или экспедиторская компания, которые перешли на электронный документооборот.

Различные беспилотники, электрический грузовой транспорт, роботы, проводящие инвентаризацию и собирающие заказ – относятся уже к системам роботизации логистики.

«Это одна из ветвей направления искусственного интеллекта. Является частью современных дарксторов (магазин-склад для онлайн покупок – прим.ред.) и складов крупных компаний. На небольших предприятиях они не нашли широкого применения из-за своей долгосрочной окупаемости», – комментируют в MTL GROUP.

Особое внимание в современной логистике уделяют безопасности. «С февраля этого года из крупных логистических и транспортных компаний стало уходить огромное количество данных. Этому же и способствовал переход сотрудников на удалёнку и обмен данными по незащищённым  каналам. Поэтому внедрение систем безопасности, внутренних порталов сейчас становится актуальным, как никогда», – уверены в MTL Group.

Эксперты отмечают, что и сегодня существуют компании, которые «по-старинке» ведут учет в Exel и на бумаге,  однако подобный консерватизм снижает конкурентоспособность.

Найди свои контейнеры на карте мира

Важная часть работы логиста – проверка состояния перевозки. Компании-перевозчики разрабатывают множество решений для проверки текущего статуса груза и состояния доставки. «Например для определения его точной локации начинают использоваться RFID метки (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация – прим.ред). Такое внимание к статусу груза повышает качество, безопасность и прозрачность перевозок, но имеет и недостатки: если крупная компания пользуется услугами нескольких перевозчиков, то логистам зачастую необходимо вручную проверять текущий статус перевозки разных транспортных компаний на их сайтах, что требует временных затрат. Автоматизация этого процесса, например, с помощью сервиса трекинга контейнеров (cargotime.ru — российское решение, searates.com — западное решение), на котором можно в одном месте определять статус множества перевозок одновременно. Это позволяет сэкономить время логиста для более интеллектуальноемких задач», – объясняет Максим Абрамов.                                                   

Российский сервис трекинга контейнеров позволяет отслеживать все контейнеры в одном окне, есть возможность пакетной проверки статусов, когда логисту нужно загрузить excel-таблицу с номерами контейнеров, а в ответ он получает уже заполненную таблицу сервиса. «Бывает, что логисту нужно ежедневно отследить более 1000 грузов, наш сервис существенно экономит его время. Реализованы возможности подписки на телеграм-бот, который автоматически определяет, что статус контейнера изменился и посылает оповещение об этом», – описывает собеседник издания.

Коробочные и low-code решения для быстрого и недорогого маршрута

Не менее актуальным направлением цифровизации в логистике является планирование маршрута. Особенно теперь, когда привычные логистические связи разрушились или претерпели серьёзные изменения. Здесь тоже нужны технологии автоматизации, которые на основании входных данных о текущей ситуации и характеристиках груза предлагают оптимальный маршрут, скорость и цену перевозки.

«Существуют исследования, демонстрирующие, что логистические компании, которые используют автоматизацию при построении цепочек поставок достигают на 20% большей эффективности, чем их конкуренты. Примером технологических решений в области планирования маршрута могут быть развиваемые сегодня сервисы калькуляторов доставки и калькулятора стоимости поездки на машине», – рассказал Максим Абрамов.

«Если раньше логистика была достаточно простой, можно было машиной из Европы забрать груз и привезти сюда без смены транспорта и перегрузок другие виды транспорта, то сейчас нужно обходить ограничения и санкции (например, грузы везут через Турцию и другие страны), в целом, изменилось направление международной торговли с Запада на Восток. Это привело к тому, что логистика стала мультимодальной», – комментирует директор компании-разработчика решений для логистики «ДжиСофт» Алексей Гурский.

По его словам, сейчас большинство решений – это системы управления транспортом ТМS (англ. Transportation Management System) для логистики автомобильных перевозок. Однако наиболее востребованы именно технологии для мультимодальной логистики.

«Пример – наше коробочное решение (программное обеспечение со стандартным набором функций по фиксированной цене – прим. ред..), «цифровой экспедитор» который управляет цепями поставок, грузом, складом и транспортом. Его «движок» написан с нуля, система полностью покрывает такие понятия как ТМS, FМС (Fleet Management System – управление транспортным парком, грузовым контейнерным флотом, авиапарком и др. – прим.ред.), SCM (Supply Chain Management – управление цепочками поставок – прим.ред.). Смысл в том, чтобы подключить к системе разных пользователей – брокеров, логистические компании, торговые сети, склады. На этой основе система проанализирует варианты учёта, завоза, стоимости груза, далее – предложит самые выгодные по цене и времени цепочки поставок», – поясняет руководитель компании-разработчика.

По словам Алексея Гурского подобные системы интегрированы с другими, например, морскими линиями, железнодорожными, портами, авиаперевозчиками, таможенной системой, благодаря чему сеть сможет прогнозировать, когда будет товар в той или иной точке.

Например, крупная торговая сеть. Она размещает заказ поставщику и указывает информацию о необходимых подрядчиках: перевозчики, брокеры, которые будут растамаживать, сюрвейеры, кто будет осматривать груз на этапе забора и приёмки. Система с помощью личных кабинетов позволит подключать подрядчиков к задачам в едином информационном пространстве, что позволит в режиме реального времени отследить движение грузов.

«В логистике все стремительно меняется, например, раньше компания возила грузы через порт Санкт-Петербург, а теперь он почти встал и нужно искать иные варианты. Коробочные решения в этом смысле дают нужный результат», – резюмирует Алексей Гурский.

Впрочем, не все игроки приветствуют коробочные решения, отдавая предпочтение системам, которые не требуют требует написания программного кода и позволяют создавать собственные IT-продукты.

«Сейчас акцент ставят на доступ к платформе, например, с low-code. – поделилась с изданием Ольга Сбигнева. – На таких можно собирать свои продукты и предложения из готовых компонентов и дописывать к ним только то, что требует серьёзной кастомизации. По сути это предкоробочное решение: чтобы не брать готовые шаблоны и бесконечно их перерабатывать, можно создать свой — простой, но максимально заточенный под себя», – говорит Ольга Сбигнева. Эксперт подсчитала, что по сравнению с классической разработкой такие решения быстрее, дешевле и гибче обычных шаблонов в 3–5 раз.

Сколько стоит «умная логистика»?

По данным Петростата только в Петербурге насчитывается 13,8 тыс логистических компаний (т. е. занятых в транспортировке и хранении). В январе-июне 2022 г. крупные и средние игроки оказали услуг на 637,7 млрд руб – на 40% больше, чем за тот же период прошлого года. Объём инвестиций в основной капитал таких компаний, включая цифровые решения и технологическое перевооружение, за этот период составили 38,6 млрд рублей (+45% к январю-июню 2021 г.)

Впрочем, оценить объём инвестиций именно в технологические решения для логистики эксперты не берутся. «Наладить работу CRM для компании с 10 сотрудниками и с 1000 сотрудников — это сильно отличающиеся по сумме инвестиций задачи. Как правило, инновационные ИТ-решения стоят сегодня достаточно дорого. Одни из наиболее востребованных специалистов сейчас — специалисты в области ИТ, их труд высоко оплачивается», – говорит Абрамов. К тому же подготовка и поиск квалифицированных специалистов, утверждает эксперт, очень непрост. По оценкам других разработчиков стоимость разработки софта для таких предприятий (в зависимости от масштаба компании) могут достигать 8 млн рублей, с учётом самых сложных вариантов.

Трудности импортозамещения

Подавляющее большинство поставщиков различных цифровых решений в логистике столкнулось со сложностями после ухода зарубежного программного обеспечения. «Однако рынок довольно быстро замещают российские аналоги или аналоги дружественных стран. Эти аналоги, конечно, разного качества и стоимости, но пространство выбора хоть и сузилось, но сохранилось. Есть совсем не уступающие по качеству отечественные решения, которые и стоят дешевле, но ранее находились в тени крупных зарубежных игроков», – сообщил изданию Максим Абрамов. По его словам экспертиза в области IT у России сохраняется и многие местные компании предлагают решения в области логистики.

«На сегодняшний день проблемой использования ИИ в российских компаниях может стать только невозможность обновления западного ПО, уход западных компаний с российского рынка (Oracle, SAP и др.), недостаточный ассортимент и мощность электроники российского производства – считают в MTL Group, – Хотя правительство и направляет большое количество ресурсов на развитие электротехнической отрасли, но, к сожалению, наше оборудование сильно проигрывает западному», – отмечают эксперты.

«Основные сложности, как и у большинства ИТ-компаний, возникают с уходом с рынка поставщиков различных библиотек и фрэймворков, невозможностью оплатить их услуги. Также есть сложности с выводом отечественных решений на мировой рынок», – дополнил эксперт.

Что касается роботов, они чаще всего созданы иностранными компаниями. В России есть всего лишь несколько подобных производств. «Тем не менее, Китай, активно развивающий экспорт в РФ, обладает достаточным ассортиментом техники», – дополнили в MTL.

Ольга Головина.

Поделиться с друзьями