Беспилотные фуры обкатают трассу М11 осенью - Инновации и развитие Петербурга

Цитата дня: Человек с новой идеей – не более чем сумасброд, пока идея не восторжествует.
Марк Твен

Беспилотные фуры обкатают трассу М11 осенью

18.07.2022 в 13:22 | время чтения: 7 мин.

 В России беспилотное такси уже ездит в Сколково и Иннополисе, а скоро появится и в Москве. В марте 2022 года в законодательство было внесено изменение, согласно которому автомобили без водителя могут перемещаться по территории некоторых регионов России, а также перевозить багаж и пассажиров. Следующий шаг – беспилотные грузовики. Осенью текущего года они начнут перевозить грузы на магистрали М-11 Москва — Санкт Петербург. Пока это будут тестовые заезды на десятикилометровом участке магистрали, но в планах – штатные перевозки коммерческих грузов.

 

Беспилотные логистические коридоры

Запуск автономных грузоперевозок на трассе Москва- Санкт-Петербург – это первый этап проекта «Беспилотные логистические коридоры», одной из государственных инициатив социально-экономического развития до 2030 года от Минтранса.  Беспилотный коридор между Санкт-Петербургом и Москвой должен заработать в 2024 году.  Цель проекта – сделать грузоперевозки быстрее, дешевле, безопаснее. По расчетам,  сроки доставки грузов с помощью беспилотников сократятся на 25% за счет отсутствия остановок на отдых водителей по режиму труда и отдыха, а стоимость уменьшится на 10%.  Применение автопилота  полностью исключает человеческий фактор, поэтому  ожидается, что аварийность на транспорте сократится на 20%. Кроме того, результатами программирования идеальной модели движения с плавным управлением в потоке должны стать экономия топлива и снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на 2–3%.

 Если на трассе М-11 проект будет успешен, к 2030 году беспилотные грузовики поедут и по другим федеральным дорогам России. В беспилотные коридоры планируется включить до 19,5 тыс. километров федеральных дорог. Итоговая цель — организовать беспилотные грузоперевозки по всему коридору «Европа — Западный Китай».  Реализация проекта позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте Китай – Европа и на 20% сократить аварийность на транспорте.

Участники проекта —  около 20 российских компаний. За дорожную инфраструктуру отвечает оператор трассы М-11 «Автодор», за цифровую инфраструктуру — операторы связи и IT-компании «Мегафон», «Транстелеком» (ТТК), АО «ГЛОНАСС», «Защитаинфотранс», СМАРТС . Грузовики с автопилотом предоставят компании  «Камаз», «Эвокарго» ,»Сберавтотех» и «Старлайн».  Беспилотную доставку грузов будут тестировать  «Почта России», Первая экспедиционная компания, «Глобалтрак», «Озон», X5 Group, «Магнит» . Другие участники тестирования: ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), «ВТБ Инфраструктурный холдинг», ВЭБ.РФ.

 Как это будет выглядеть

Возле Петербурга и Москвы будут построены транспортные развязки – хабы. Маршрут беспилотных грузовиков будет пролегать от одного хаба до другого, в города беспилотники заезжать не будут.  В районе Твери будет построен участок объездной дороги для беспилотников. После загрузки в городе водитель будет доставлять грузовик в начальную точку маршрута – пригородный хаб. Оттуда машина будет ехать самостоятельно в общем потоке машин либо по выделенной полосе до конечного пункта – хаба. Возможен вариант, когда груз находится в прицепе, который может быть присоединен как к обычному грузовику, так и к беспилотнику. Такой прицеп можно доставлять до хаба, далее отправлять беспилотным способом до следующего «перевалочного пункта», где его примет обычный грузовик.

Во время тестовых поездок по участку трассы длиной в 10 км в кабине грузовика будет находиться инженер-испытатель, который следит за поездкой и в случае неполадок может взять в свои руки управление машиной. Когда движение беспилотников будет запущено в плановом режиме, автомобиль будет двигаться без водителя в кабине, а некоторые из них – в принципе без кабины.

Кто сконструирует беспилотные грузовики

Большинство беспилотников, участвующих в проекте, — российские разработки.

Группа компаний «КАМАЗ»  одна из первых в России начала разрабатывать модели беспилотные грузовиков. Часть этой техники уже прошла или проходит испытания в реальных условиях эксплуатации на закрытых территориях.  На счету КАМАЗА уже имеется 6 моделей беспилотных электромобилей, последняя разработка-  бескабинный электромобиль «Челнок» (КАМАЗ-3373), оснащенный лидарами и камерами машинного зрения, которые при помощи искусственного интеллекта помогают ему ориентироваться в дорожном движении. В тестовых испытаниях на магистрали М-11 будет принимать участие другая модель — гибридный грузовик Kamaz 54907 Continent. Мотор этого автомобилям может работать как на электричестве, так и на дизельном топливе.

Беспилотник от компании «Эвокарго» «Evo-1» — автомобиль, у которого помимо электрических батарей есть и водородные топливные элементы. Расстояние, которое он может проехать без остановки с полностью заряженными аккумуляторами, – до 1000 км. Скорость полной заправки электрических батарей – 4 часа, водородных элементов – всего 5 минут. В грузовике «Эвокарго» нет кабины и системы управления, рассчитанной на водителя. Еще одна модель  магистрального беспилотника от Эвокарго, которая сейчас находится в разработке, будет полностью работать на водородном топливе и сможет перевозить до 40 тонн груза.

Разработка  российской компании СберАвтоТех – электромобиль ФЛИП. Источник питания ФЛИПа – модуль электрических батарей. ФЛИП – «умный» автомобиль, оснащенный камерами, радарами, лидарами. Искусственный интеллект и машинное зрение делают его способным принимать решение о поведении на дороге и анализировать ситуацию на дороге, распознавать препятствия и пешеходов,   Предназначение ФЛИПа — перевозка людей и легких грузов на «последней миле». 

 Компания «Старлайн» — НПО из Петербурга, один из пионеров разработки умных беспилотных автомобилей в России, -примет участие в проекте с дизельными беспилотными грузовиками грузоподъемностью 18 тонн.

Какие вопросы предстоит решить

Для того, чтобы к 2024 году между Петербургом и Москвой можно было перевозить грузы беспилотным способом, необходимо решить много вопросов.

Важнейший вопрос – создание на транспортной магистрали «умной»  инфраструктуры. Кроме того, необходимо построить сеть зарядных станций, поскольку значительная часть беспилотных автомобилей будет оснащена электрическим или водородным двигателем.На это планируется потратить 155 миллиардов рублей.

Существет проблема, связанная с обеспечением связи между «умной» инфраструктурой и беспилотными автомобилями. Существует два стандарта этой связи. Один из стандартов предусматривает связь беспилотника и «умной» дороги через сотовую сеть, такая связь поддерживается постоянно. Другой стандарт предполагает, что связь между двумя объектами осуществляется только тогда, когда они находятся рядом друг с другом. В Китае принят первый стандарт связи, в Европе используется второй. Для того, чтобы российские трассы могли стать транзитным путем между Китаем и Европой, нужно решить эту проблему: например, поместить оба протокола в один частотный диапазон, а модули для грузовиков и фур делать двухсистемными.

Часть вопросов  связано с законодательной базой. На сегодняшний день законы запрещают коммерческие перевозки посредством беспилотного транспорта. Экспертам предстоит изменить это положение. Вопрос о том, как будет распределяться ответственность в случае ДТП, также предстоит решить.

Одна из главных задач – подготовить кадры. Предстоит обучить водителей  грузовиков, отрегулировать механизм приемки-передачи груза, а также оформления документов в случае отсутствия водителя.

Беспилотные фуры в других странах

За рубежом грузовики-беспилотники пока только тестируются,  как и в России. Лидируют разработчики из США. Наиболее заметные компании — Waymo, Aurora Innovation Inc, TuSimple.  Тестовые заезды проводятся как с присутствием водителя в кабине, так и без него. Например,проект  стартапа Gatik —  поездки грузовиков без водителя от склада до супермаркета. Модель электрогрузовика есть у компании Илона Маска: фуры от Tesla могут передвигаться колонной, при этом будет достаточно одного водителя, управляющего первой машиной.

Для запуска беспилотного движения во всех странах нужно в первую очередь переписать и дополнить большое количество законов. Работа над этим ведется и в России, и в США, и в Европе. В России Минтранс готовит заявку для конструкции беспилотных логистических коридоров в рамках экспериментальных правовых режимов. В США и Германии разработаны и одобрены законы, определяющие правовые основы использования беспилотников на дорогах общего пользования. Во-первых, в беспилотнике должен присутствовать водитель, который смог бы в любой момент взять управление машиной на себя. В автомобиле-роботе должен находиться черный ящик, фиксирующий ход поездки и указывающий после ДТП виновника – водителя или автопилот. Если авария произошла из-за технической ошибки, то ответственность понесет производитель. Что начнет ездить по  городским дорогам и большим магистралям раньше – беспилотные такси или грузовики? Несмотря на то, что проекты легковых автомобилей без водителя начали создаваться раньше, есть большая вероятность того, что  беспилотные грузоперевозки станут повседневными быстрее. Причин несколько. Во-первых, передвигаться по трассе легче, чем в городах, где нужно много маневрировать и предсказывать поведение большего числа участников дорожного движения. Во-вторых, благодаря размеру грузовых машин, у их датчиков и сенсоров лучше обзор. В-третьих, коммерческий интерес может ускорить переход к беспилотным грузоперевозкам. В любом случае,  в ближайшее десятилетие профессия водителя и дальнобойщика начнет уходить в прошлое.

РМС.

Поделиться с друзьями