Медицине прописали «цифру» - Инновации и развитие Петербурга

Цитата дня: Смотреть на мир вокруг себя — на существующую реальность, которую все остальные обычно просто принимают, — и спрашивать: А что, если мы сделаем это? Или попробуем это?

Медицине прописали «цифру»

10.11.2022 в 19:17 | время чтения: 5 мин.

Рынок телемедицинских услуг в России растёт значительными темпами. Так, «Ингосстрах» фиксирует двукратный рост обращений по телемедицине по итогам первого полугодия 2022 года по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. При этом, только в Москве, начиная с февраля, было проведено 600 тыс телемедицинских консультаций. По прогнозам экспертов, если цифровизацию здравоохранения и затормозят санкции, то ненадолго: в долгосрочной перспективе, благодаря параллельному импорту и импортозамещению, она продолжит развиваться и дальше.

Телемедицина считается одним из драйверов цифровизации здравоохранения, говорят участники рынка. К ней принято относить ИТ-решения и сервисы, используемые для проведения телемониторингов, дистанционных консультаций между врачом и пациентом, а также между врачами в рамках так называемых телеконсилиумов: как в аудио-, так и в видеоформатах. С их помощью специалисты анализируют состояние пациентов, дают рекомендации, отвечают на их вопросы и, в случае необходимости, записывают на очный приём.

Планомерный рост

По данным заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой, врачи московских поликлиник с февраля 2022 года уже провели 600 тысяч телемедицинских консультаций. О росте интереса к подобным услугам говорят и исследования отраслевых аналитиков. Так, BusinesStat посчитал, что в прошлом году объём рынка телемедицины в России увеличился на 9,7% до 4,95 млн телеконсультаций. «Ингосстрах» сообщил о том, что количество телемедицинских консультаций увеличилось в два раза по итогам первого полугодия 2022 года по сравнению с январем-июнем 2021 года. Мировой рынок телемедицинских консультаций, в свою очередь, также демонстрирует позитивную динамику. Так, председатель совета директоров Национального Телемедицинского Агентства Михаил Натензон приводит цифру в 25% роста год к году, и, опираясь на прогнозы экспертов, отмечает, что в дальнейшем он продолжится.
Эксперты отмечают, что росту сегмента значительно способствовала пандемия. Так, по оценке Businesstat, в 2020 году количество телеконсультаций в России возросло в 4 раза до 4,5 млн (по сравнению с 1 млн в 2019 году). Однако, это не единственная причина такого бурного развития рынка. Помимо неё, серьёзное влияние на сегмент оказала «легализация» телемедицинских услуг, а также существенный рост цифровых сервисов дистанционного мониторинга здоровья. Государство, при этом, также ставит перед отраслью серьёзные цели. Так, например, в соответствии с приказом Минцифры, к 2030 году 50% медицинских консультаций в России должно предоставляться дистанционно. В сервисе СберЗдоровье уверены, что подобного результата достичь вполне реально.

Цифровая трансформация здоровья


По словам заместителя председателя Счетной палаты России Галины Изотовой, конечной целью цифровой трансформации здравоохранения является повышение эффективности процессов: как для пациента, так и для врачей и системы в целом. «Например, для граждан цифровая трансформация облегчит процесс записи к врачу, а также получение необходимых медицинских документов и сведений. Кроме того, применение новых технологий значительно улучшает точность диагностики и эффективность назначенного лечения»,- высказалась госпожа Изотова в интервью ТАСС.
В Минздраве отмечают, что в этом году самой востребованной услугой на портале Госуслуг стала онлайн-запись к врачу, указывая на то, что количество электронных медицинских сервисов в дальнейшем будет расширяться. Первый заместитель министра здравоохранения РФ Владимир Зеленский замечает, что сегодня уже создаются так называемые «цифровые двойники» медицинских организаций, врачей, пациентов. «Они станут важнейшим инструментом для управления отраслью. Цифровой медицинский профиль обеспечит единство подходов к профилактике и терапии заболеваний», — указывает он.
При этом, на цифровую трансформацию отрасли государство выделяет значительные средства. Так, в соответствии с проектом закона «О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024—2025 годов» финансирование проекта «Создание и развитие информационных систем в здравоохранении» должно поставить 185 млрд руб, из которых 11,5 млрд руб. пойдёт на развитие единого цифрового контура на основе ЕГИСЗ.
Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global, считает, что наиболее перспективно использовать ИКТ в хирургии, терапевтике и инфекционных отделениях. «Во время пандемии врач из Коммунарки присутствовал в больнице и консультировал больных с помощью системы AR-ассистента, что позволило ему избежать физического присутствия в “красной зоне”. Системы видеосвязи также позволяют присутствовать на сложных операциях врачам из других регионов, что даёт им возможность набираться опыта удаленно и «удешевляет» этот процесс»,- говорит он. Господин Чернов также приводит в пример использование в медицине искусственного интеллекта
и BigData, которые позволяют собирать и хранить огромный массив данных, проанализировав которые ИИ поможет выбрать наиболее оптимальный курс лечения.

Вписаться в шаблоны

Вместе с тем, Леонид Делицын, аналитик ФГ «Финам», возражает, отмечая, что в реальности основное использование ИКТ в медицине — это документооборот. «Как известно, внедрение информационной системы часто приводит к кардинальному изменению производственных процессов в организации — не ИКТ помогают производству, а производство пытается вписаться в шаблоны, предусмотренные в информационной системе. Вероятно, большинство из нас уже побывали на приёме у врачей, занятых в основном вводом информации в систему, пришедшую на смену бумажным историям болезни»,- говорит он. По мнению эксперта, в первую очередь применение ИКТ в документообороте помогает собирать статистику и управлять отраслью здравоохранения. «Но со временем, по мере проникновения алгоритмов машинного обучения, накопленная информация станет основой для цифровых ассистентов, которые будут помогать врачам»,- полагает эксперт.
Другое, всем известное и, вероятно, наиболее прибыльное применение ИКТ — это страницы и видеоблоги диетологов, косметологов и фитнес-тренеров в социальных сетях, продолжает господин Делицын. «Здесь информационные технологии нашли самое быстрое коммерческое применение»,- констатирует эксперт. Они не столько повышают точность диагноза, убыстряют или удешевляют оказание услуги, сколько служат инструментом маркетинга услуг специалиста, каналом его связи с клиентами. «Если говорить о более сложных применениях, подобных удалённому консилиуму хирургов, помогающих доктору спасти охотника, которого помял медведь, то тут потребуются и высокоскоростные каналы связи, и значительные организационные изменения. Ведь потребуется отрывать специалистов от их текущих обязанностей»,- иронизирует господин Делицын.
Что касается влияния санкций на будущее цифровой трансформации российского здравоохранения, то участники рынка убеждены в том, что оно не станет для отрасли критическим. «Развитие данной сферы в условиях зарубежных ограничений и ухода вендоров и производителей может на некоторое время затормозиться, но в долгосрочной перспективе она будет развиваться высокими темпами. В первую очередь из-за запуска процессов импортозамещения, а также параллельного импорта в РФ», – считает господин Чернов. Леонид Делицын, в свою очередь, полагает, что эта сфера будет развиваться, как запланировано, в тех сегментах, в которых развитие не требует уникального оборудования.

Марина Ковалева.

Поделиться с друзьями