Судостроители Санкт-Петербурга и Ленобласти соберутся в кластеры - Инновации и развитие Петербурга

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

Судостроители Санкт-Петербурга и Ленобласти соберутся в кластеры

25.12.2021 в 14:37 | время чтения: 6 мин.

Петербург и Ленобласть могут прирасти новыми судостроительными кластерами. Идея работы в таком объединении, по словам экспертов, неплоха, но на практике возникает много проблем. Поэтому очередные попытки собрать вместе судостроительные предприятия и сопутствующие организации могут оказаться пустыми хлопотами.

О том, что в Петербурге может быть создано новое объединение судостроителей, в рамках ХI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» рассказал заместитель председателя комитета по промышленной политике и инновациям (КППИ) Петербурга Алексей Яковлев.

По его словам, в рамках соглашения, подписанного ОСК и Смольным, будет разработан ряд инициатив, в том числе создание судостроительного технопарка.

Чиновник пояснил, что проект прорабатывается согласно Программе инновационного развития ОСК на 2020-2024 годы.

«Совместно с комитетом по промышленной политике и инновациям Петербурга рассматривается возможность создания в Петербурге кластера по развитию тяжелого машиностроения с участием предприятий АО «ОСК», — отмечается в программе. В комитете по промышленной политике и инновациям отметили, что «работа над проектом уже ведется», но его подробности пока не раскрываются.

«По всей видимости, при формировании кластера речь может идти о создании производственной кооперации верфей и других предприятий — поставщиков комплектующих для производства судов», — поделился мнением один из участников рынка.

Областные судостроители тоже объединяются

В 2021 году в Ленинградской области был создан территориальный судостроительный кластер, объединяющий промышленные предприятия, выпускающие суда, судового оборудования и предприятий судостроительной отрасли.Основная цель кластера — повышение конкурентоспособности предприятий сферы за счет развития кооперации, расширения рынков сбыта, замены импортных комплектующих, сокращения издержек на логистику.Как сообщила гендиректор Центра развития промышленности Ленобласти Вера Штокайло, в региональный судостроительный кластервошли12участников, 4 – рассматривают предложения по вступлению.

Как сообщила пресс-служба областного правительства, в состав нового объединения вошли ООО «Новоладожская судостроительная компания», ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»», производитель электрического оборудования ООО «Электромех», ООО «Амэо-Запад», ООО «Невское электро-монтажное общество» (НЭМО), ООО «ПСК «Ладога»», ООО «Судостроительная верфь «Парящие машины»», производственно-конструкторская фирма ООО «Ротан», ЗАО «НПО Флейм», предприятие-производитель промышленной мебели ООО «Стронгбокс», производитель и поставщик индустриальных самоклеящихся лент ООО «АДФ». Организацией-координатором новой ассоциации выбрана компания «Электромех».

Новое региональное объединение предприятий отрасли и их поставщиков создано при поддержке АНО «Центр развития промышленности Ленинградской области» (ЦРП ЛО), уточнили в пресс-службе региона. 

«Кластер — это площадка для повышения конкурентоспособности региональных предприятий, создания новых производственных цепочек, расширения рынков сбыта предприятий, привлечения инвестиций. Например, совместные проекты участников кластера позволят с меньшими издержками осваивать производство продукции и содействовать развитию новых направлений деятельности», — сказала Вера Штокайло.По ее словам, участие в судостроительном кластере региона будет осуществляться на безвозмездной основе.

Мы это уже проходили

Это не первая попытка властей и ОСК создать судостроительные кластеры в регионе. Например, в 2018 году в Ленобласти был создан Кластер производителей судового оборудования и предприятий судостроительной отрасли. Предполагалось, что туда смогут войти 26 предприятий, в том числе Невский судостроительно-судоремонтный завод, Озерная верфь, Ладожская верфь и другие компании. Ожидалось, что работа в кластере позволит его участникам наладить кооперацию и получать господдержку по линии Минпромторга, но в итоге объединение так и не заработало.

Участники рынка считают, что сама по себе идея объединения верфей и их контрагентов в кластер хороша, но в России слишком много проблем с ее реализацией. «Кластер, который позволил бы за счет кооперации участников оптимизировать сроки выполнения заказов и снизить стоимость производства судов, несомненно, необходим для отрасли», — говорит коммерческий директор по судовому оборудованию «Армалит» Евгений Коптяев.

«Кооперация предприятий судостроительной отрасли сейчас есть, например, в Нижегородской области, однако она точечная и представляет собой взаимодействие нескольких производителей в рамках каких-то разовых проектов», — поясняет председатель правления Отраслевой судостроительной ассоциации Сергей Коновалов.

Для того, чтобы какой-либо судостроительный кластер в России заработал, по его словам, необходимо, чтобы конечные производители начали выпускать большие объемы продукции. «Причем желательно освоить массовое строительство тех или иных судов. У нас же в стране пока объемы производства невелики, нет серийных массовых проектов», — поясняет он.

Есть положительные аналоги

В качестве удачного примера создания кластеров в России Сергей Коновалов приводит автомобильный кластер в Петербурге. «Тут всё работает эффективно, потому что есть конечный потребитель комплектующих — автомобильный завод с крупными объемами производства. При этом участники кластера оптимизируют расходы за счёт больших объемов производства и устойчивого сбыта продукции», — комментирует он.

«В конечном счёте, сейчас предприятиям судостроительной отрасли имеет смысл вступать в кластеры лишь для получения, так сказать, политического веса, чтобы потом было проще просить какие-либо субсидии, льготные займы у федерального центра при реализации новых проектов», — категоричен один из участников рынка.

Начальник аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрий Кумановский полагает, что речь может идти о создании некоего производственного кластера на единой территории и что в этой нише может возникнуть конкуренция.

«Петербург и Ленобласть давно конкурируют по части привлечения инвесторов. Исторически город отличался высоким уровнем первоначального входа, а область шла на более либеральные условия. Потенциальная конкуренция двух формирующихся кластеров говорит о том, что эта борьба принимает новую форму, когда преимуществом становится не только система налогообложения, но и качественная подготовка территории», — отмечает он.

Идея родом из прошлого

Рассматриваемая сейчас кластерная концепция была предложена еще во время губернаторства Валентины Матвиенко. Ее суть — предоставление инвестору готовой площадки с коммуникациями и хорошей транспортной доступностью, за счёт чего снижаются затраты инвесторов и ускоряется ввод промышленного объекта в эксплуатацию, напоминает Дмитрий Кумановский. По его словам, и в Петербурге, и в Ленобласти еще с советских времен осталось много территорий, которые с минимальными затратами можно превратить в готовые современные промплощадки. По сути, регионы предлагают выработать единую концепцию развития сразу нескольких предприятий, работающих в одном сегменте промышленности, что, помимо роста производства, даст увеличение налоговых поступлений в бюджет.

«Потенциальными участниками кластеров могут стать все существующие верфи, а также машиностроительные заводы, например Невский завод, Кировский завод, «Армалит», — заключил Дмитрий Кумановский.

Создание промышленных кластеров регулируется рядом федеральных законов и постановлений правительства РФ, одним из основных является ПП РФ от 31 июля 2015 года № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров». Последняя редакция документа вышла 16 ноября 2021 года, в ней уточняются критерии соответствия промышленных кластеров и специализированных организаций промышленных кластеров требованиям, предъявляемым к подобным ассоциациям.

По данным Российской кластерной обсерватории, действующей под эгидой НИУ «Высшая школа экономики», в настоящее время в России действуют 22 промышленных кластера (в том числе три межрегиональных) в 20 субъектах, объединяющих 531 участника.

ОАЗ

Поделиться с друзьями