ГосТех для всех - Инновации и развитие Петербурга

Цитата дня: Смотреть на мир вокруг себя — на существующую реальность, которую все остальные обычно просто принимают, — и спрашивать: А что, если мы сделаем это? Или попробуем это?

ГосТех для всех

22.03.2022 в 18:34 | время чтения: 5 мин.

Отрасль ГосТех – это отрасль технологических решений, с помощью которых государство взаимодействует с гражданами и бизнесом. Главная тенденция этих отношений – цифровизация. Почти все услуги от государства сегодня можно получить удалённо. «Оцифровке» подвергаются все сферы: здравоохранения, государственной безопасности, транспорта, логистики, налогообложения, отношений с бизнесом.


Вопросы цифровизации государства призван решить национальный проект «Цифровая экономика» до 2024 года, на который был выделен бюджет в ₽1,8 трлн. Cпрос на решения ГосТех в России подтверждается и планами на цифровизацию различных ведомств: МВД попросило ₽55 млрд, ФСИН — ₽25 млрд, а Росгвардия — ₽10,8 млрд в 2021–2023 году. Например, ₽6,7 млрд Росгвардия планирует потратить на поддержку существующей инфраструктуры и запуск новых сервисов (например, на перевод государственных услуг в электронный вид, подключение 50% росгвардейцев к электронному документообороту).

Курс на импортозамещение

Одна из задач, поставленных в нацпроекте «Цифровая экономика», — переход на отечественное ПО. В начале 2021 года Минцифры опубликовало новый проект указа о переходе объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на преимущественное использование отечественного программного обеспечения и оборудования. Внедрить российское ПО необходимо до 1 января 2023 года, оборудование — до 1 января 2024-го.
Начиная с 2020 года,  переход на ПО от российских разработчиков не только в органах государственной власти, но и на объектах критической инфраструктуры, в частности, в медицинских учреждениях страны, стал нарастающей тенденцией в условиях пандемии. Необходимость создания отечественных платформ в разных сегментах может быть обоснована ростом санкций  и требованиями обработки данных на серверах, находящихся на территории РФ.
Госкорпорации и компании с государственным участием также переходят на отечественное ПО. Например, «Росатом» готов потратить на российские ОС и их поддержку ₽820,2 млн. Корпорация планирует перейти на ОС Astra Linux. Пенсионный фонд тоже решил адаптировать модуль, связанный с электронными подписями и шифрованием, под работу с отечественными ОС Astra Linux.
Государство все чаще выступает заказчиком ИТ-решений. Так, компания «КСОР» внедрила автоматизированную систему бесконтактного мониторинга состояния водителя на основе компьютерного зрения для ГУП «Мосгортранс», что помогло снизить аварийность на общественном транспорте города Москвы на 26%.

РЖД, в которой работает около 500 информационных систем, внедрила роботизированные решения платформы RPA ROBIN. По итогам 2020 года в компании было внедрено в эксплуатацию более 1000 таких решений, с их помощью автоматизировано свыше 980 операций. По итогам 2020 года роботы обработали 500 тыс. обращений пользователей информационных систем РЖД.

Единая платформа для ГИС

Переходя на цифру, различные государственные ведомства и корпорации не стремились к единообразию. В итоге получилось, что каждое ведомство создало свою государственную информационную систему (ГИС) , часто — и со своим центром обработки данных. Образовалась «лоскутная» цифровая экосиситема. Поддержка этого многообразия обходится очень дорого, поэтому было принято решение сменить концепцию развития информатизации госструктур и перевести все ГИС на единую платформу ГосТех, которую курирует одноименное предприятие.

В конце 2020 года был начат двухлетний эксперимент по созданию и развитию на платформе «Гостех» государственных информационных систем. Ее создателем и оператором был выбран Сбербанк. В июне 2021-го вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что «ГосТех» будет открытым маркетплейсом, на котором создать сервис сможет любой разработчик софта. Эксперимент по созданию экосистемы разработки ГИС должен быть завершен к весне 2022 года, а начиная с весны 2022-го до начала 2024-го будет происходить перевод значительной части существующих ГИС в «ГосТех. С 2024 года, как предполагается, в «Гостех» мигрируют все федеральные госинформсистемы, и он будет стандартной и обязательной средой для цифровизации государства. К этому времени будет устранена ситуация с созданием для разных госструктур на средства бюджета одних и тех же программных решений и этот рынок станет ориентироваться не на цифровизацию ведомств, а на потребности внешнего клиента — граждан.

Проблемы, которые должен решить «Гостех», выглядят следующим образом. Более 4 тыс. ГИС, создававшихся последние годы по заказу ведомств, проектировались преимущественно для автоматизации деятельности госструктур (хотя более 30% из них имеют клиентские сервисы для внешних пользователей) и по принципу «ведомственных колодцев» (решения проблем конкретного ведомства). С распространением цифровизации, в том числе в регионы, стала очевидна проблема дублирования разработки: 80% того, что нужно типовой ГИС, госзаказчик оплачивает многократно. Еще одна сложность состояла в том, что от начала разработки ГИС до ее внедерения проходило много времени.

Новая парадигма предусматривает переход от автоматизации функций  к клиентоцентричному подходу. Соответственно, изменится парадигма проектирования, от автоматизации деятельности ведомств к построению сервисов для граждан и бизнеса, которые будут основываться на реальных жизненных ситуациях и проблемах. Приоритет будет отдан проведению реинжиниринга бизнес-процессов, а не просто оцифровыванию исторически сложившихся ведомственных процессов.

От «ведомственных колодцев» предполагается уходить через создание семнадцати тематических «доменов» (приоритетными предлагается сделать пять — «Здравоохранение», «Наука и образование», «Общественный транспорт», «Строительство и ЖКХ» и собственно «Госуправление») — кластеров решений, объединенных общими задачами для клиентов, а не заказчиков. Переход от отдельных ГИС к сервисам доменов позволит уменьшить дублирование функционала, повысить скорость создания новых сервисов, создать единый ИТ-ландшафт госуслуг. Если до появления платформы «ГосТех» средняя ГИС до запуска разрабатывалась 1,5–2 года, то  «Гостех» обещает сократить процесс в среднем до 3–5 месяцев и буквально нескольких недель для создания новых клиентских сервисов.

Существенная часть региональных потребностей может быть удовлетворена возможностями типовых облачных решений. Эти решения будут собираться на ГосМаркете, магазине приложений, который должен будет преобразовать государственные ИТ подобно тому, как AppStore и Google Play преобразили мир мобильной разработки в целом. Независимые разработчики смогут размещать в этом магазине свои решения, удовлетворяющие требованиям платформы, и, если решения окажутся востребованы, зарабатывать на них. Кроме того, использование ГосМаркета решит ряд проблем с госзакупками по линии ИТ.

Создатели платформы подчеркивают:для «Гостеха» нет разницы между государственным и частным поставщиком решения, рынок разработки не будет монополизирован, а готовое в той или иной степени решение может представить на «Госмаркете» любой разработчик. При наличии нескольких конкурирующих решений операторы ГИС — ведомства или регионы — получат возможность выбора.

По задумке идеологов Гос Теха, в результате его создания граждане получат «человекоцентричное» цифровое государство, разработчики (особенно из небольших и средних компаний) — возможность через ГосМаркет предлагать свои продукты государству. А само государство — технологический суверенитет на основе современной платформы, по уровню технической зрелости соответствующей уровню крупнейших мировых облачных платформ, таких как AWS или Microsoft Azure.

ОМС

Поделиться с друзьями