Интеллектуальная собственность верит в Роспатент - Инновации и развитие Петербурга

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

Интеллектуальная собственность верит в Роспатент

05.09.2022 в 10:02 | время чтения: 5 мин.


Рынок страхования интеллектуальной собственности в сфере промышленного производства и IT-сектора не нашёл себе места в России. Вместо того, чтобы застраховать уникальный промышленный образец, технологию или программное обеспечение участники рынка предпочитают полагаться на Роспатент, на гражданский и уголовный кодексы. Заявки на полисы по данному типу страхования настолько редки, что официальной статистики по сегменту нет, да и сами страховщики не готовы его развивать, поскольку им хватает уже имеющихся обязательных и добровольных видов страхования.


Участники страхового рынка, опрошенные Inopiter считают, что фактическое отсутствие такого сегмента, как страхование интеллектуальной собственности в России объясняется недостаточной страховой культурой в целом, а также невысокой компетенцией страховщиков в этой сфере.
«Данным рынком страхования никто и не занимался. – комментирует заместитель директора филиала «Росгосстраха» в С.-Пб. и ЛО по корпоративному страхованию Константин Алтунин. – Страховщикам в своей работе хватает ёмкостей классического страхования: широкий спектр обязательных и добровольных видов позволяет рынку страхования расти, но, в основном, это интенсивный рост внутри классических видов», – считает эксперт.
«Проблем с развитием этого вида страхования очень много, от относительно невысокого спроса (об этом мы можем судить на основании крайне редких заявок на котирование таких рисков) и сложности оценки риска наступления страхового случая до технических возможностей перестрахования таких рисков», – пояснили вице-президент по развитию Северо-Западного дивизиона компании «Ренессанс страхование» Татьяна Никифорович.

«В данной сфере достаточно сложно оценивать причинённый ущерб: это слишком «авторская» «история» и нет чётких методик определения размера причинённого вреда. А это один из краеугольных камней страхования – возмещение ущерба. Страховщики не хотят заходить на «поле» потенциальных конфликтов и споров при урегулировании убытков», – подтверждает Константин Алтунин.
«Очень маленькое количество компаний, из тех которые регистрирует свои товарные знаки и программное обеспечение, приходит в оценочные компании для того чтобы оценить действительную стоимость патента, изобретения или торговой марки, да и у оценочных компаний в России мало инструментов чтобы правильно оценить сколько это стоит, потому что затратный метод здесь не совсем правильный», – рассуждает CEO компании СОЮЗ АЙТИ Олег Ханин.

Сравнивать, считает эксперт, тоже бесполезно. «Когда мы оцениваем, сколько стоит программное обеспечение – это условные и примерные показатели, но даже если мы будем понимать сколько стоит то или иное ПО, разработка, ноу-хау, идея или бизнес-проект, непонятно, что является страховым событием в данном вопросе. К примеру, компания придумала Microsoft придумала Windows, компания Apple придумала Mac OS. По сути это одно и тоже, операционная система заставляет компьютер общаться с пользователем с помощью программы, является ли это тем, что компания Apple украла идею у компании Microsoft… и если даже так, то какой ущерб был причинён компании Microsoft?», – рассуждает топ-менеджер СОЮЗ АЙТИ.
Редкие примеры
Тем не менее, редкие случаи оформления страховок на объекты интеллектуальной собственности встречаются. По данным страховщиков чаще всего их оформляют крупные промышленные предприятия в комплексе со страхованием оборудования, зданий, готовой продукции на складе. Поскольку Центробанк РФ не выделяет страхование интеллектуальной собственности в отдельный сегмент, точно оценить его ёмкость и динамику. Однако доля страхования имущества юридических лиц (куда могут входить и объекты интеллектуальной собственности) занимает около 9% общего объёма рынка страхования – 41,8 млрд руб. в первом квартале 2022 г. (более свежих данных ЦБ пока не публиковал).

«Как правило, страхуют изобретения, модели, промышленных образцов. В какой-то степени к страхованию интеллектуальной собственности можно отнести ряд продуктов страхования киберрисков», – перечисляет Татьяна Никифорович. По её словам на отечественном рынке встречаются предложения страхования прав на промышленные образцы, изобретения, товарные знаки, прав на объекты авторского права, а также риска неполучения доходов в связи с нарушением прав на интеллектуальную собственность, а страховые выплаты возможны в случае нарушения этих прав. «Например, незаконного использования запатентованной технологии», – говорит топ-менеджер «Ренессанс страхование».
По наблюдениям экспертов, застраховать интеллектуальную собственность в сфере IT и промышленности непросто и с точки зрения стоимости полиса. «Этот тип страхования достаточно дорогой и с точки зрения покупки перестраховочной защиты, и сложности андеррайтинга, и оценки риска. В отличие от классических видов, тарификацию таких рисков достаточно сложно провести, пользуясь традиционными статистическими методами и теорией вероятности, приходится использовать более сложные методы», – поясняет Татьяна Никифорович.
Туманное будущее
Будущее рынка страхования интеллектуальной собственности в России пока пессимистично. «Страхование в данной сфере практически не находит своего потребителя», – уверен Константин Алтунин. По мнению эксперта и сами страховщики пока не заинтересованы в развитии сегмента, поскольку интеллектуальная собственность в России и в мире и без страхования достаточно защищена патентами, уголовным и гражданским законодательством. «Объекты интеллектуальной собственности лучше защищать, используя механизмы авторского права, лицензирования, продажи франшиз и иных текущих возможностей для защиты своей интеллектуальной собственности», – поделился позицией Константин Алтунин. Сомневается и в будущем ниши и Олег Ханин. Правда, и юридические инструменты защиты интеллектуальной собственности он тоже оценивает скептически. «В России не так хорошо развита судебно-арбитражное право в сравнении с западными юрисдикциями, в том числе с юрисдикцией США и Великобритании. К тому же, у нас всего несколько патентных организаций, которые осуществляют регистрацию и взаимодействие с Роспатентом», – поясняет Олег Ханин. Именно поэтому, считает собеседник издания, российская страховая система собственности не обладает достаточной практикой в сфере защиты интеллектуальной. «Если бы был большой спрос на страхование, например, it- рисков, то конечно же страховщики бы что-нибудь придумали. Но поскольку рынок не требует данного типа страхования и нет судебной практики, российские страховые компании не имеют подобного опыта», – подытожил Олег Ханин.

Ольга Головина.

Поделиться с друзьями