«Кировец» выходит на беспилотное пилотирование - Инновации и развитие Петербурга

Цитата дня: Конечно, традиционные правила мировой торговли имеют к e-commerce слабое отношение. Представим, лет через 15 мы с вами решили купить кроссовки. Как это будет происходить? Покупаем приложение, закачиваем ее в свой 3D-принтер, который стоит где-нибудь на балконе, заливаем туда кашу и идем спать. Утром просыпаемся — кроссовки готовы!
Андрей Слепнев

«Кировец» выходит на беспилотное пилотирование

22.02.2022 в 13:00 | время чтения: 6 мин.

В конце 2021 года компания Cognitive Pilot — дочернее предприятие Сбера и Cognitive Technologies — начала выпуск пробных промышленных партий беспилотной версии трактора «Кировец» К-7М, оснащаемой системами автопилотирования на базе искусственного интеллекта.


Это первый в России проект серийного выпуска подобной продукции для массового коммерческого использования. Как отмечают эксперты, российские аграрии смогут получить принципиально новое по функционалу и эффективности решение. И произойдет это на несколько лет раньше, чем такая техника появится у зарубежных конкурентов. По предварительным расчетам, беспилотный трактор К-7М позволит увеличить производительность техники на 15 — 20%, достичь экономии на ремонтах в размере 70 — 80%. В итоге он обеспечит прирост операционной прибыли агропредприятий до 20%.
По оценкам экспертов, проект Cognitive Pilot вносит вклад в формирование новой технологической компетенции Петербурга, превращая город в один из центров разработки новейшей техники для сельского хозяйства. Суммарный эффект от этого может проявиться в целом ряде направлений — от развития инженерных школ до появления смежных высокотехнологичных производств и запуска стартапов.


В аграрном секторе – огромный потенциал


«Все инновации, связанные с сельским хозяйством, сегодня содержат огромный потенциал. С одной стороны, это возможность снизить затраты аграриев, с другой — повысить эффективность производства», — объяснил значимость разработки Cognitive Pilot председатель совета директоров ГК «КОРУС Консалтинг» Александр Семенов.


С этой оценкой согласны и другие эксперты. Перспективность предложенного решения связана с тем, что оно способно обеспечить рост экономических показателей сельхозпредприятия, полагает член совета директоров ГК «ЭкоНива», председатель Smart Farming Club (Клуб умного земледелия) Бьёрне Дрекслер. «Беспилотные технологии имеют большие перспективы в среднем и крупном сельскохозяйственном производстве. Даже самый простой вариант — автопилотирование на основе GPS — позволяет повысить производительность труда на 20-30% за счет снижения утомляемости сотрудников и повышения эффективности их работы», — сказал Дрекслер.


Такого в России больше нет

АО «Петербургский тракторный завод» является 100-процентной дочкой ПАО «Кировский завод». Основной профиль предприятия связан с производством тракторов для сельского хозяйства. В последние годы, судя по отчетам компании, объемы производства и реализации неуклонно росли. Так, в 2020 году выручка увеличилась на 30,3% к 2019 году и составила 19,1 млрд рублей.
Рост выручки удается обеспечивать за счет некоторых уникальных особенностей предприятия. В частности, ПТЗ — единственный отечественный производитель энергонасыщенных тракторов мощностью от 250 л. с. Выпускает около 65% тракторов в этом сегменте. Также завод является крупнейшим российским производителем дорожно-строительной техники. Компания поставляет свою продукцию нефтегазодобывающим компаниям, угледобывающим, металлургическим холдингам и сельскохозяйственным предприятиям, производящим до 70% основных продовольственных товаров России. Мощности завода позволяют ежегодно выпускать более 2 500 машин.
Предприятие производит технику, соответствующую высоким мировым стандартам. Продукция ПТЗ экспортируется в 14 стран мира. Тракторы предприятия широко востребованы на рынке Казахстана, поставляются в ряд западноевропейских стран (Франция, Германия, Чехия, Болгария и т. д.), а также в Австралию, Канаду и США.


Нет предела совершенству

Для формирования пока отсутствующего в России рынка беспилотных тракторов предусмотрены соглашения с рядом хозяйств о пилотном приобретении машин ПТЗ с автопилотом Cognitive Agro Pilot для проведения тестовой эксплуатации и подготовки к масштабированию проекта на всю территорию России и зарубежные рынки. Серийное оснащение тракторов К-7М системой Cognitive Agro Pilot с возможностью полной автономности запланировано на январь 2024 года. К этому году предполагается выпустить до 10 тыс. тракторов.
Серийное оснащение тракторов «Кировец» К-7М с первой версией системы автопилотирования планируется начать с февраля 2022 года. Поставку клиентам опытной партии из 10 — 20 машин со второй версией автопилота предполагается осуществить уже осенью 2022 года. Серийное производство тракторов с этой системой планируется начать в августе 2023 года.
Полностью беспилотная версия, согласно календарному плану соглашения ПТЗ и Cognitive Pilot, будет реализована на третьем этапе — к 2024 году. Третья версия системы Cognitive Agro Pilot включает возможности групповой автономной работы с «лидером», движение группы беспилотных тракторов по дорогам необщего пользования, автономное движение роботрактора в паре с комбайном, не оснащенным системой автономного управления.

Участники российского проекта рассчитывают довести к 2024 году долю использования отечественной компонентной базы в совместном решении до 75%. Проект получил поддержку в рамках программы развития отечественной компонентной базы Минпромторга России.
Российские аграрии смогут получить принципиально новое по функционалу и эффективности решение на несколько лет раньше зарубежных конкурентов, у которых, судя по их производственным графикам, создание серийной, полностью автономной версии тракторов, ожидается лишь к 2026 — 2027 годам. Кроме того, как отмечает гендиректор Cognitive Pilot Ольга Ускова, в массовом коммерческом использовании полностью беспилотные тракторы появятся, судя по всему, раньше, чем беспилотные автомобили.


И лучше, и дешевле


Российских производителей беспилотных тракторов нет, нет и их рынка. Как на российском, так и на международном рынках представлены автономные решения зарубежных компаний, как правило, не использующих искусственный интеллект. Эти решения не превышают второго уровня автономности по автомобильной классификации.
Существенным конкурентным преимуществом умного трактора «Кировец» к-7м, помимо более широкого, чем у конкурентов, функционала является цена.
Предполагается, что версии этого роботрактора будут представлены на рынке в ценовых диапазонах от 8 до 12 млн рублей — более чем в два раза дешевле по сравнению с менее функциональными решениями от зарубежных конкурентов, диапазон стоимости которых рассматривается от 35 до 50 млн рублей.
Продвижение будет осуществляться совместными усилиями Cognitive Pilot и ПТЗ. «Мы рассчитываем совместно с Минсельхозом России оперативно разработать и принять комплекс мер по поддержке аграриев, приобретающих инновационные российские решения, что позволит обеспечить надлежащие темпы развития нашего проекта, а также окажет существенное влияние на динамику всей отрасли отечественного сельского хозяйства в целом», — сообщил генеральный директор АО «Петербургский тракторный завод» Сергей Серебряков.
По мнению Александра Семёнова, внутри ПТЗ произошел значительный «технологический прорыв», который открывает перед компанией в том числе экспортные перспективы. «Сегодня в мире не так много подобных инициатив. Кроме того, ПТЗ может предложить совместную разработку по цене в два раза ниже зарубежных аналогов, и это позволит компании не ограничиваться российской ареной», — сказал он.
Система Cognitive Agro Pilot еще нуждается в доработке — используемую системой нейронную сеть нужно обучить большим объемом информации. Но именно за такими системами будущее — они имеют несомненные преимущества перед довольно простыми GPS-системами. В сущности, система Cognitive Agro Pilot работает как человек — это робот, который можно запрограммировать на получение любой необходимой информации с поля и использовать ее для управления техникой. Это технология следующего поколения после GPS-систем. На основе компьютерного зрения действительно можно создать полностью беспилотную сельхозтехнику (пятого уровня, по автомобильной классификации), а технологии на основе GPS на это не способны. Если компания Cognitive Pilot будет усердно работать, она действительно, как и обещает, сможет создать 100-процентный беспилотник в сельском хозяйстве к 2024 году. Это сделать гораздо проще, чем в сегменте автомобилей.

РАЗ

Поделиться с друзьями