Перевозчик отходов из Петербурга соберёт в Ленобласти пластик

Цитата дня: Смотреть на мир вокруг себя — на существующую реальность, которую все остальные обычно просто принимают, — и спрашивать: А что, если мы сделаем это? Или попробуем это?

Перевозчик отходов из Петербурга соберёт в Ленобласти пластик

26.10.2021 в 21:07 | время чтения: 6 мин.

Автопарк № 1 «Спецтранс», петербургский перевозчик отходов, занялся раздельным сбором бытовых отходов в Ленинградской области. Для начала предприятие начало реализацию проекта раздельного сбора отходов (РСО) на территории Гатчинского района Ленобласти. Компания уже установила полсотни контейнеров для пластика в Гатчине и посёлке Тайцы, а в ближайшее время поставит ещё 50. Следующие на очереди — Вырицкое и Сиверское городские поселения.

Как отмечают в компании, большую часть контейнеров ставят вблизи многоквартирных домов, жители которых, по статистике, наиболее заинтересованы в раздельном сборе отходов. «Спецтранс» осуществляет раздельный сбор отходов в рамках договора с региональным оператором —Управляющей компанией по обращению с отходами Ленинградской области (УК ООЛО). Собранный пластик отправляется на досортировку и переработку на объектах «Спецтранса».

Автопарк № 1 «Спецтранс» совместно с компанией «Втор–Пласт» сейчас заняты проектом строительства завода по переработке пластиков мощностью выпускаемой продукции 12 тыс. т в год. На нём ПЭТ–бутылки будут перерабатывать в высококачественную флексу, из которой делают пищевую тару.

Новый завод даст региону дополнительные объемы флекса

Сделка по приобретению зданий с участком в Колпинском районе, где планируется запустить предприятие, находится на финальной стадии, рассказал гендиректор «Втор–Пласта» Александр Свидовский. Около 3500 м2 займёт производственный цех, и ещё около 2500 м2 — склады.

Инвестиции на первом этапе составят около 500 млн рублей. Выручка по итогам первого года планируется более 1 млрд рублей, говорит он. Проектная мощность — около 12 тыс. тонн в год выпускаемой продукции. Будут перерабатывать ПЭТ–бутылки в высококачественную флексу, из которой делают пищевую тару.

Существенную часть продукции планируют поставлять «Сибуру», поясняет Константин Язев, исполнительный директор АО «Автопарк №1“Спецтранс”«. По его словам, сейчас в регионе нет ни одного крупного предприятия, перерабатывающего ПЭТ. Соответствующий контракт между компаниями был подписан в конце 2020 года.

Оборудование для предприятия закупят за границей, поскольку в России оно не производится. Инвесторы рассчитывают на субсидии Фонда развития промышленности и Фонда развития малого и среднего предпринимательства. На предприятии будет создано порядка 200 рабочих мест. Вторым этапом планируется запустить переработку других видов пластика: канистр, вёдер, ящиков и плёнки. Инвестиции в этот этап оцениваются ещё в 500 млн рублей.

Когда экологические и бизнес-интересы совпадают

«В нацпроекте “Экология” прописан план по увеличению количества мусоросортировочных станций и усиленному выделению пластиков. Сегмент будет динамично развиваться, что гарантирует загрузку таких предприятий», — комментирует Александр Свидовский.

«Втор–Пласт» — один из крупнейших сегодня переработчиков пластика на территории Северо-Западного Федерального Округа. На данный момент компания перерабатывает около 6 тыс. тонн пластика в год на своём предприятии на Волхонском шоссе, в том числе и индустриальное сырьё с заводов Hyundai, Nokian Tyres, Nissan, подмосковного завода Renault и других промышленных предприятий, а также отходы, выделяемые на сортировочных станциях.

Сегодня Автопарк №1 «Спецтранс» передаёт «Втор–Пласту» до 200 тонн пластика в месяц, выбирая его на сортировочных станциях из потока мусора и собирая напрямую в контейнеры для раздельного сбора. Несмотря на кажущийся большой объём пластика, его доля в общей массе мусора составляет не более 15%, говорят в компании.

По данным УК ООЛО, Гатчинский район стал девятым, где доступна придомовая сортировка отходов. За первую половину текущего года жители региона направили в переработку 168 т стекла и 48 т пластика, сообщает компания. Автопарк № 1 «Спецтранс» является сегодня крупнейшим в Санкт-Петербурге оператором по обращению с отходами. Раздельным сбором отходов компания занимается с начала года. В южных районах города она установила уже 1000 контейнеров для пластика, макулатуры и стекла. В планах — увеличить показатель до 4000 к концу года.

Также планируется открыть точки раздельного сбора отходов в парках, общественных пространствах и экопункты для различных видов отходов вблизи гипермаркетов. Ещё предприятие тестирует и скоро предложит решение для бизнеса по организации РСО в офисах и на предприятиях. Там тоже будут разные фракции, включая, например, батарейки.

Раздельный сбор отходов становится нормой

Раздельный сбор в городе уже стал достаточно распространённым явлением, но в области, особенно на неприграничных территориях, люди к этому ещё не очень привычны. Между тем они достаточно быстро включаются в процесс, говорят эксперты.

«Уже сейчас есть смысл работать на перспективу и предлагать сдавать другие фракции. Очень часто можно увидеть в контейнерах для макулатуры тетрапак, а в сетках для ПЭТ–бутылок — все виды пластика. Люди не хотят, чтобы эти отходы отправлялись на полигон, поэтому пытаются подсунуть их переработчикам, ведь контейнеров под эти фракции нет. В наш экопункт приносят около 25 видов перерабатываемых отходов. Также люди готовы платить за вывоз уже отсортированных отходов. Многие фракции, такие как пластик с маркировкой 2, 4, 5, 6, металл, достаточно востребованы у переработчиков. По ним уже сейчас можно наладить работу по сбору, транспортировке и переработке», — комментирует Юлия Акимова, учредитель некоммерческой экологической организации «Зелёнка». В перспективе было бы идеально организовывать сбор и более сложных отходов, например пенопласта, резины, керамики, силикона, пластика с маркировкой 7 (others) и прочего, говорит она.

«Процент загрязнённости собираемых вторичных материальных ресурсов (ВМР) небольшой — 12%, — говорит исполнительный директор АО «Автопарк №1“Спецтранс”Константин Язев.— То есть люди вовлекаются в сортировку, это радует. Но всё равно надо учить сортировать и отличать фракции. Есть проблемы с видами пластика — к сожалению, в контейнер для твёрдых видов пластика бросают и мягкий (плёнку), и многослойную упаковку, и неперерабатываемые полимеры с маркировкой 3, 6, 7. Пока что доля «лишнего» в контейнере доходит до 42%, но мы ищем способы утилизировать другие фракции тоже. В любом случае, все раздельно собранные отходы отправляются на досортировку — нужно разделить пластик на разные типы, убрать всё лишнее».

Мусорные полигоны в Ленобласти проверят

По итогам одного из сентябрьских совещаний с регионами по выполнению программы раздельного сбора отходов глава Минприроды Александр Козлов сообщил, что исполнение федерального проекта по твёрдым коммунальным отходам в ряде регионов отстаёт от плановых показателей. В частности, Ленинградская область рискует не достигнуть установленных для 2021 года показателей по организации сортировки отходов.

Как отметил вице-губернатор Ленинградской области по безопасности, отвечающий за сферу обращения с отходами, Михаил Ильин, риск невыполнения федерального проекта по твердым коммунальным отходам, о котором говорил министр на совещании, связан со срывом ввода в эксплуатацию полигона в Подпорожском районе области. Он был включен в программу, но реализация этого проекта стала невозможна в связи с отрицательным заключением Росприроднадзора.

В то же время, как сказал Ильин, область планирует компенсировать эти объёмы и выполнить все показатели и требования по сортировке ТКО за счёт имеющихся в регионе мощностей. «Я дал поручение комитету по обращению с отходами провести в ближайшее время проверку фактических мощностей всех полигонов в регионе и наличия на них линий сортировки. В том числе — во избежание таких рисков впредь», — заявил Ильин.

РАЗ

Поделиться с друзьями