Беспилотные поезда будут испытываться в Северо-Западном регионе

Цитата дня: Искусство быть счастливым заключается в способности
находить счастье в простых вещах.
Генри Уорд Бичер

Беспилотные поезда будут испытываться в Северо-Западном регионе

09.02.2022 в 10:11 | время чтения: 5 мин.

Разработчик систем искусственного интеллекта Cognitive Pilot — дочернее предприятие «Сбера» и Cognitive Technologies — объявил о начале серийного производства системы роботизированной помощи машинисту маневрового железнодорожного локомотива на базе технологий искусственного интеллекта (ИИ) Cognitive Rail Pilot. В компании говорят, что в первое время её будут использовать только на сортировочных станциях Северо-Западного региона России.

Специалисты отмечают, что пока подобная технология нигде в мире в массовом масштабе не применяется.Отработка системы проходила в рамках совместного проекта Cognitive Pilot с ОАО «РЖД» на двух площадках РЖД, в том числе, на станции Лоста в Вологодской области Северо-Запада России. Главная задача проекта — снизить вероятность аварий, являющихся одной из ключевых проблем мировой отрасли железнодорожного транспорта. Аналитики и специалисты отрасли считают, что одной из существенных причин аварий является человеческий фактор, что оборачивается многомиллиардными потерями. В худшем случае подобные аварии заканчиваются человеческими жертвами, в лучшем – лишь нарушением железнодорожной инфраструктуры, на восстановление которой расходуются серьезные финансовые средства.


«Эксперты во всем мире в один голос говорят, что решить проблему безопасности движения поможет роботизация процессов управления поездами. Профессия машиниста — одна из наиболее сложных и опасных. Роботы позволят снять с машиниста рутинную нагрузку и оказать помощь в экстренных ситуациях. С началом серийных поставок нашей Cognitive Rail Pilot мы уверены, что уровень безопасности маневровых операций на железной дороге выйдет на качественно новый уровень, со снижением числа инцидентов до 70%. Экономическая модель использования системы дает быструю окупаемость за счет повышения ритмичности работы локомотивов», — говорит генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова.

Справка. Система Cognitive Rail Pilot — третья из запущенных в массовое производство систем беспилотного управления транспортом, разработанных компанией Cognitive Pilot. Ранее произошло внедрение в массовое коммерческое использование системы автономного управления сельхозтехникой Cognitive Agro Pilot — сначала для зерноуборочных комбайнов разных производителей, а потом — также для обновленной модели трактора «Кировец» К-7М, выпускаемых «Петербургским тракторным заводом».

Запустить роботизированные комплексы на самых проблемных участках

На первом этапе внедрения Cognitive Rail Pilot в железнодорожную сферу предполагается использование системы на самом проблемном участке — в маневровых локомотивах, работающих на сортировочных станциях. Операции здесь — одни из самых сложных из тех, что выполняются на железной дороге. Поэтому автоматизация в этой зоне востребована в наибольшей степени. Система должна в любую погоду ориентироваться в сложной топологии путей, стрелок, карликовых и мачтовых светофоров, понимать направление движения, определять «свой» путь.
Система Cognitive Rail Pilot прошла комплекс ходовых испытаний на подвижном составе. Умные локомотивы проехали более 300 часов в режиме опытного пробега с участием специалистов компании и более 5 тыс. часов подконтрольной эксплуатации без их присутствия. Испытания показали, что система помощи машинисту позволяет при помощи технологий компьютерного зрения, миллиметровой радиолокации и искусственного интеллекта распознавать потенциально опасные объекты на железной дороге: другие составы, стрелки, пути, людей, светофоры и т.д. Она обеспечивает высокий уровень точности детектирования опасных объектов и ситуаций во всех погодных условиях — в дождь, снегопад, туман или в ночное время. Система функционирует при диапазоне температур от — 40 до +50 градусов. В компании говорят, что система может самостоятельно оценивать обстановку, она предупреждает машиниста об опасности столкновения и, если тот не реагирует, обеспечивает автоматическое торможение.


Начинаются серийные поставки

Для возможности серийного производства Cognitive Pilot получил все необходимые разрешения — декларации соответствия требованиям различных госструктур. Это позволяет компании начать серийные поставки системы, помимо территории России, также в Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию. Оборудование для Cognitive Rail Pilot производится на первой в России робофабрике в Томске.
Отметим, что РЖД силами специалистов собственного подразделения на протяжении последних лет также разрабатывает системы роботизированной помощи машинистам. Но до создания конечного продукта с получением всех разрешений на массовое производство, говорят специалисты, дело пока не дошло.
Наталья Чернышева, директор по акселерации кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий Фонда «Сколково», называет систему Cognitive Rail Pilot потенциально востребованной в сфере железнодорожных перевозок. «Система позволит решить одну из ключевых проблем отрасли — значительно повысить безопасность на железной дороге и свести к минимуму число инцидентов. Сегодня РЖД активно внедряет инновации, и решения на основе искусственного интеллекта в управлении перевозками сегодня в приоритете, — говорит эксперт. — Кроме того, востребованность таких решений высока и на зарубежном пространстве. Мировой рынок технологий беспилотного управления ж/д техникой динамично развивается и здесь определяющим является не политические факторы, а качество продукта. А на прикладных рынках искусственного интеллекта российские технологии всегда одни из лучших». Мировой рынок систем автономного управления ж/д транспортом динамично развивается. По данным аналитиков Visiongain, сегодня его объем составляет более 7 млрд долл. и к 2031 году превысит 21 млрд, с ежегодной динамикой в 11,4%.


Внедрение искусственного интеллекта начинается в 2022 году

Планируется, что для РЖД будут произведены 500 таких комплексов в 2022 году, сообщила ТАСС гендиректор Cognitive Pilot Ольга Ускова.

«Мы начинаем серийное производство систем помощи машинисту маневрового железнодорожного локомотива на базе технологий искусственного интеллекта (ИИ) Cognitive Rail Pilot. С началом серийных поставок нашей Cognitive Rail Pilot для РЖД мы уверены, что безопасность маневровых операций на железной дороге выйдет на качественно новый уровень со снижением числа инцидентов. Мы ждем, что в этом году будет открыт тендер, мы готовимся в нем участвовать», — сказала собеседница.

Ускова уточнила, что по итогам сертификации оборудование будет установлено не на пассажирские, а грузовые поезда — локомотивы на сортировочных станциях. «Экономическая модель использования системы дает быструю окупаемость за счет повышения ритмичности работы локомотивов», — отметила она.

Выход на мировой рынок

Ольга Ускова также добавила, что к 2024 году в планах компании завершить дополнительный ряд испытаний и поставить комплексы на пассажирские поезда РЖД, а также начать экспорт систем в зарубежные страны. Заинтересованы в российских разработках Китай, Франция и Нидерланды. Для этого будет запущена производственная линия в Томске мощность 5 тыс. автопилотов в год на уже существующих мощностях завода.

В ноябре 2019 года Сбербанк и Cognitive Technologies объявили о заключении юридически обязывающего соглашения о создании компании Cognitive Pilot, специализирующейся на разработке беспилотных технологий в сферах транспорта, сельского хозяйства, компьютерного зрения и искусственного интеллекта. По условиям сделки Сбербанк имеет 30% акций компании, 70% акций принадлежат основателям и менеджменту Сognitive Technologies.

ОАЗ

Поделиться с друзьями