Будущее сетей - Инновации и развитие Петербурга

Цитата дня: Конечно, традиционные правила мировой торговли имеют к e-commerce слабое отношение. Представим, лет через 15 мы с вами решили купить кроссовки. Как это будет происходить? Покупаем приложение, закачиваем ее в свой 3D-принтер, который стоит где-нибудь на балконе, заливаем туда кашу и идем спать. Утром просыпаемся — кроссовки готовы!
Андрей Слепнев

Будущее сетей

17.11.2021 в 22:57 | время чтения: 7 мин.

Каким-то совершенно естественным образом в течение последних 10 лет социальные сети стали частью нашей повседневной жизни. И не просто частью, они стали одной из её основ. Среднестатистический человек проводит около 7 часов в день и 42 часов в неделю онлайн. Существуют люди, которые спят меньше, чем «сидят в интернете». Большую часть этого времени неизменно занимают социальные сети и среднее количество часов, затрачиваемых на соцсети только растёт.

Впрочем, мы здесь не для того, чтобы осуждать чужой образ жизни. В этом материале мы разберем, какие социальные сети в России пользуется популярностью на сегодняшний день, а также какие перспективы и тренды прослеживаются на отечественном рынке социальных сетей.

ВКонтакте

«Самая русская» социальная сеть, как ни странно, занимает не первое место по посещаемости в Рунете. Тем не менее, ВКонтакте входит в тройку крупных социальных сетей постоянно соревнуясь за третье место по объему посетителей с YouTube. В течение месяца 78% русскоязычных пользователей сети посещают ВКонтакте хотя бы раз. Суммарное количество пользователей ВКонтакте в 2020 году составило 73 миллиона, тем самым сеть охватила практически все трудоспособное население России.

Особенностью ВКонтакте является весьма равномерное распределение аудитории по регионам. Социальная сеть качественно покрывает всю страну, кроме Северного Кавказа и Дальнего Востока, а на просторах социальной сети в равном соотношении обитают все демографические группы.

Говорить о трендах ВКонтакте сложно, потому что что с момента ухода Павла Дурова с поста СЕО соцсети, никаких новых значимых наработок ВКонтакте не представляла. Все текущие обновления функционала являются копией наработок конкурентов и пользуются неоднозначной популярностью у аудитории соцсети. Весьма вероятно, если в 2021 году будут появляться новые форматы в других соцсетях, то ВКонтакте оперативно будет копировать их себе.

Instagram

В 2020 году российская аудитория Инстаграм достигла 40 млн пользователей. 14 миллионов россиян ежедневно посещают эту социальную сеть. В отличие от других социальных сетей, Instagram находится в стадии активного роста за счет постоянного притока подростковой и молодой аудитории.

В первую очередь Instagram полюбился брендам. В этой социальной сети почти одинаковые соотношения женщин и мужчин, а также присутствует активная аудитория практически всех возрастов. Это, а также упор на визуал и сильное вовлечение аудитории делают Instagram топовой площадкой для работы с ней фирм и частных предпринимателей. В целом, в 2021 году, не иметь аккаунта в Инстаграм, для бренда считается весьма странным решением. К тому же, социальная сеть предлагает различные виды аккаунтов, кроме базового. В том числе авторский и бизнес-аккаунт с дополнительными средствами аналитики.

Очевидный тренд Instagram – наращивание на своей площадке присутствия бизнеса. Уже сейчас очевидно, что из личного фотодневника Инстаграм давно превратился в сеть разнообразных небольших магазинчиков, но это только часть тренда. Другими трендами Instagram является продолжение борьбы с нелегальными (по мнению соцсети) способами продвижения аккаунтов, появление дополнительных инструментов монетизации и продаж (специальные ярлыки на фотографиях для прямой покупки товаров)

YouTube

YouTube – это платформа, которая пришла на замену телевизору. При этом, буквально. Если начинался видеохостинг (почти как Instagram) с любительских видеороликов, то сейчас это очень мощный агрегатор всех просматриваемых видео, которые только появляются в интернете. Профессиональные команды уходят со своих должностей на телевидении для того чтобы начать делать каналы на YouTube.

Общемировая аудитория платформы в 2020 году достигла 2 млрд пользователей. И это колоссальное значение, учитывая что население земного шара составляет 7 млрд человек, из которых 4.66 млрд – пользуются интернетом. Получается, чуть меньше половины всех активных интернет-пользователей как минимум знают, а как максимум регулярно заходят на YouTube.

В российском сегменте сети YouTube занимает третье место по совокупному объему ежедневных посетителей. Ежемесячный охват русскоязычной аудитории YouTube превышает 82 млн пользователей.

Конечно, основой для такого успеха послужило и то, что большинство рекламодателей рассматривают YouTube как приоритетную платформы для размещения рекламы. 62% средних и крупных компаний так или иначе использовали YouTube для своего продвижения.

Сильно растёт на YouTube трафик с мобильных телефонов. Уже в 2020 году он составил больше 84% от общего количества трафика.

Тренды в развитии YouTube направлены в сторону совершенствования платных сервисов таких как YouTube TV и YouTube Music, а также увеличение количества VR контента. Прямо в данный момент набирает большую популярность формат 15 секундных вертикальных видео на YouTube. Впрочем, такой формат появился еще в 2020 году.

В ближайшем будущем весьма вероятен переход на другие, более эффективные кодеки для передачи потокового видео. Это сделает качество видео лучше, в частности на прямых трансляциях. Также планируется ввод функции под названием «Аплодисменты». Говоря простым языком, это «суперлайк». Возможность поставить лайк под видео, перечислив одновременно с этим автору небольшую сумму доната.

Одноклассники

«Одноклассники» занимают девятую строчку в рейтинге самых популярных ресурсов Рунета. В 2020 году число пользователей «Одноклассников» из России составило 43 миллиона человек.

Согласно статистике, которую публикует платформа, «Одноклассники» далеко не сервис для пожилых, каким его принято считать. Аудитория платформы в возрасте от 45 до 65 лет занимает только вторую строчку по общему количеству. Самыми многочисленными пользователями «Одноклассников» являются люди от 24 до 44 лет.

В «Одноклассниках» в день отправляют 169 млн сообщений и загружают 10 млн фотографий, а также – размещают почти миллион постов с видео.

Пресс-служба сети не распространяется о каких-либо планах развития, но обещают значительный рост рекламной выручки. В первую очередь за счет размещения рекламы в ленте, на мобильных устройствах.

ТикТок

Самой стремительно развивающейся социальной сетью можно назвать ТикТок. Общемировое количество активных пользователей в 2020 году составило полтора миллиарда человек. Тем не менее, в России аудитория ТикТока насчитывает только 18 млн пользователей. У ТикТока образ обратный «Одноклассникам» – образ социальной сети для самой молодой части аудитории. Это действительно так. Ядро пользователей этой социальной сети составляет группа от 12 до 24 лет – более 18% общей аудитории. Впрочем, возрастная группа от 25 до 35 составляет не сильно меньшее число: 12,5%.

Очевидным трендом развития ТикТок станет увеличение продолжительности роликов, а также появление в соцсети новых форматов. Появление в ТикТоке блогеров-миллионников с других платформ и известных публичных фигур также остается значимым трендом этой соцсети. В ТикТок остаётся цензура. Пользователей банили и продолжают банить за разжигание ненависти и нетерпимости, а также публикацию излишне сексуализированного контента. И здесь соцсеть противоречит сама себе: с одной стороны алгоритмы ТикТок продвигают внешне красивых и сексуально-привлекательных людей, с другой нещадно блокируют тех, кто переходит невидимые границы ТикТок-морали. Кстати, большая часть работы по модерации контента отводится нейросетевым алгоритмам, которые со временем обучаются только лучше. Так что количество блокировок по ошибке будет снижаться.

Facebook

Facebook является одной из самых больших мировых социальных сетей. Общий охват Facebook достиг 2,7 млрд человек в 2020 году. Количество ежедневно активных пользователей составило 1,8 млрд. Доля аудитории в России у Facebook ничтожная. Реально фейсбуком пользуются около 2 млн россиян. Тем не менее, это активная, взрослая и платежеспособная аудитория.

Прирост аудитории на Facebook идет за счет старшей возрастной группы: людей в возрасте 60+. В свою очередь, прирост молодых пользователей социальной сети заметно замедлился. Если всего 6 лет назад в Facebook были активны 71% подростков, то в 2020 году только у половины подростков есть страница на Facebook.

Тем не менее, тренд Facebook – дополнение других сетей. Инстаграм и популярный мессенджер WhatsApp являются частью инфраструктуры Facebook. Для проведения рекламных кампаний в том же Instagram необходима страница на Фейсбуке. Несмотря на то, что Facebook до сих пор остаётся лидером мирового рынка в области социальных сетей, в ближайшем будущем скорее всего лидерство ему придется уступить. Впрочем, компания к этому готовится и создает конкурента в самой себе в лице Инстаграм. Так что даже если основной сайт – facebook.com потеряет первенство по количеству посетителей, то его инфраструктура все равно останется максимально востребованной в мире.

Twitter

В 2020 году Twitter увеличил количество пользователей до 192 млн человек. Одновременно с этим Twitter стал неоднократным участником политических и социальных скандалов. И здесь речь идет не только про блокировку страницы экс-президента США, Дональда Трампа. На территории России социальная сеть также попала под государственные санкции. Отказавшись удалять запрещенные материалы, Twitter навлек на себя замедление трафика со стороны Роскомнадзора. Позиция соцсети по взаимодействию с властями России до сих пор остается неясной. Вполне вероятно в ближайшем будущем мы можем ожидать полной блокировки этой социальной сети на территории Российской Федерации или продолжение замедления, а следовательно – отток аудитории.

В трендах развития социальной сети: игра с монетизациями. Не так давно на Twitter вёл функцию Super Follows, позволяющая автором контента получать от подписчиков деньги за контент. Пользователи получили возможность создавать группы и присоединяться к ним на основе определенных интересов. Также социальная сеть запустила аудио-комнаты, где пользователи смогут оставлять голосовые сообщения длиной до 140 секунд.

Поделиться с друзьями