Соискателей больше, но и дефицит кадров остался: что происходит в ИТ - Инновации и развитие Петербурга

Цитата дня: Конечно, традиционные правила мировой торговли имеют к e-commerce слабое отношение. Представим, лет через 15 мы с вами решили купить кроссовки. Как это будет происходить? Покупаем приложение, закачиваем ее в свой 3D-принтер, который стоит где-нибудь на балконе, заливаем туда кашу и идем спать. Утром просыпаемся — кроссовки готовы!
Андрей Слепнев

Соискателей больше, но и дефицит кадров остался: что происходит в ИТ

28.07.2022 в 13:16 | время чтения: 7 мин.

Поиск работы и открытие новых вакансий летом обычно сходят на нет в большинстве отраслей, в том числе и в ИТ. Но не в этом году. Что сейчас происходит на рынке труда отрасли, разбиралась корреспондент inopriter.ru Полина Макарова

В целом 2022 год начался для ИТ-отрасли Петербурга и Ленобласти достаточно активно. По данным hh.ru, в январе местным компаниям потребовалось на 53% больше ИТ-специалистов, чем годом ранее. Давали знать о себе переход многих компаний на удаленку и освоение ими онлайновых каналов продаж.

Обострение геополитической ситуации в конце февраля резко изменило ситуацию. «В марте количество вакансий в ИТ снизилось на 21% по сравнению с показателями февраля», — отмечает Мария Бузунова, руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад. Лишь в мае рынок труда в ИТ понемногу стал восстанавливаться.

Продолжается этот процесс и сейчас. Только в июле на портале hh.ru было размещено около 4 тыс. новых вакансий, связанных с ИТ-отраслью. Всего же с начала года петербургские работодатели и компании Ленобласти открыли более 21,5 тыс. ИТ-вакансий. «Примечательно, что в этом году, несмотря на сезон летних отпусков, и работодатели, и соискатели обоих регионов намного более активны, чем прошлым летом. Так, ИТ-соискатели Петербурга на данный момент опубликовали уже на 62% резюме больше, чем в 2021 году, а соискатели в ИТ-секторе Ленобласти – на 33,5% больше», — замечает Мария Бузунова. По ее мнению, нетипичная для этого времени года активность объясняется непростой экономической ситуацией в стране. «Кто-то стремится сменить работу на более высокооплачиваемую, кто-то находится в поисках подработки, кто-то просто старается быть в курсе актуальных вакансий, так как опасается увольнения или не уверен в стабильности текущего работодателя», — добавляет эксперт.

Дефицит кадров остался

Впрочем, активность соискателей не должна вводить в заблуждение: ситуацию с ИТ-кадрами в Северной столице и области эксперты оценивают, как и в прежние годы, как дефицитную. «Кандидатов всегда не хватало компаниям, сейчас ситуация в целом не поменялась. Так, если в феврале 2022 года на одну ИТ-вакансию в Петербурге и области в среднем откликались 1–2 человека, то сейчас чуть больше — 3–4. Но это все равно меньше нормы в 5–6 человек на одно рабочее место. Хотя круг соискателей расширился, но количество выходящих на работу не стало значимо больше», — уточняет Мария Бузунова.

По оценке Комитета по труду и занятости населения Петербурга, на сегодня дефицит ИТ-специалистов в городе составляет около 3 тыс. человек. Всего, по данным ведомства, в сфере информации и связи занято 125 тыс. человек. А ежегодная потребность работодателей в дополнительных ИТ-специалистах составляет не менее 10 тыс. человек. И это касается практически всех сегментов экономики: от здравоохранения до торговли.  В наибольшем дефиците у бизнеса сегодня, по оценке экспертов городского Комитета по труду и занятости, разработчики и аналитики программного обеспечения и приложений, специалисты в области техники, разработчики Web и мультимедийных приложений, специалисты в области больших данных, специалисты в сфере 3D проектирования. Сохраняется потребность и в сотрудниках, способных обслуживать коммуникации, программное обеспечение и техническую базу.

Дефицит возникает по нескольким причинам. В том числе и из-за того, что число выпускников вузов, готовящих айтишников, примерно в два раза меньше, чем требуется для экономики города. Кроме того, у них нет необходимого работодателю опыта, и в целом уровень их подготовки сильно разнится в зависимости от вуза. Как отмечает Светлана Катаева, управляющий партнер кадровой компании AVRIO Group Consulting, большинство потребностей работодателей находятся сейчас в сфере подбора IT-специалистов уровня «сеньор» (от англ. Senior — старший разработчик, исключительный специалист) или «миддл» (от англ. Middle – средняя ступень компетенций разработчиков). Спрос на опытных специалистов подтверждают и данные hh.ru. «Так, если в феврале на вакансии с пометкой «без опыта» приходилось 12%, то теперь 10%, — уточняет Мария Бузунова. — В свою очередь доля вакансий с требованием стажа от 3 до 6 лет выросла с 32% до 34%. И здесь видно, что российским компаниям срочно нужны опытные работники, которые могут оперативно включиться в рабочий процесс без долгого онбординга и обучения»

«На рынке же труда преобладают «джуны» (от англ. Junior — стартовая позиция в программировании) — молодые специалисты, вчерашние выпускники, — продолжает Светлана Катаева. — За неимением выбора компаниям приходится набирать джунов, и качество их подготовки очень зависит от уровня вуза». Есть, по ее словам, престижные, такие как, например, ИТМО с очень высоким уровнем подготовки. Выпускники таких вузов крайне востребованы, их стараются привлечь еще со 2-3 курса. И есть менее престижные вузы или курсы по переподготовке. Сегодня, по данным СМИ, айтишников в Петербурге готовят в 21 государственном и шести негосударственных вузах.

Вообще, качество ИТ-кадров очень неоднородное. В Комитете по труду и занятости говорят, что самое большое несоответствие между тем, что нужно работодателям, и навыками соискателей отмечается по таким профессиям как специалист по информационной безопасности, системный архитектор, разработчик программного обеспечения. Намного лучше дела обстоят у специалистов по большим данным, разработчиков виртуальной реальности, разработчиков web-приложений, архитекторов систем промышленного интернета вещей, системных администраторов, мобильных разработчиков. «Из-за разрыва между требованиями работодателей и компетенциями соискателей, пользуются популярностью программы повышения квалификации и переобучения, — уточняют в ведомстве. — Из почти 20 тыс. заявок, поданных петербуржцами на участие в федеральном проекте «Содействие занятости» национального проекта «Демография», около половины относятся к цифровым технологиям. При этом почти 2 тыс. горожан хотят учиться по специальности «1С программист», более тысячи выбрали «Data-аналитику», почти 900 собираются получить практические навыки дизайнера интерфейсов; около 700 намерены освоить «Web-программирование: с нуля до первых проектов», а стать специалистами – 655 петербуржцев»

Февральские события

Конечно, существующий дефицит ИТ-кадров еще более усугубился после февраля 2022 года. Даже несмотря на то, что данные о количестве айтишников, покинувших страну после февральских событий, разнятся. Так, по оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций, речь идет о 50-70 тыс. человек, уехавших только в феврале-марте. По данным же ассоциации «Руссофт», о 40 тыс. — за все первое полугодие. Помогут ли остановить отток кадров меры поддержки ИТ-отрасли, которые в срочном порядке приняли российские власти, эксперты затруднились ответить. Еще в 2020 году Наталья Касперская, президент InfoWatch, предупреждала о массовой эмиграции российских ИТ-специалистов в ближайшие два года. В открытом письме премьер-министру Михаилу Мишустину она заявляла, что массовый отток будет неизбежен из-за ухудшающейся экономической обстановки в стране. Но реакция на предупреждение, похоже, последовала только после того, как прогноз стал реальностью.

«Сегодня рынок ИТ разделился на компании, которые уже перевели свои офисы и сотрудников в страны Европы и Ближнего зарубежья, так как их клиенты были сосредоточены на международных рынках, и компании, которые остаются работать на российском рынке и с российским продуктом. Да, вакансий в ИТ-сфере в целом стало меньше, но по отдельным направлениям, наоборот, наблюдается рост: это разработка и поддержка 1С продуктов и IT- безопасность», — уточняет Светлана Катаева. По ее словам, хотя нынешняя ситуация на рынке труда в ИТ меняется буквально каждый месяц, называть ее критической будет преувеличением.

Чего ожидать

Перспективы в целом рынка труда сложно назвать радужными. Как отмечает Мария Бузунова, на горизонте нескольких месяцев вероятен перелом с «соискательского» на «работодательский» рынок. Более того, текущая трансформация российской экономики может привести к росту безработицы, вызванной структурной перестройкой на рынке труда. О растущей безработице в начале июне заявлял и глава Минтруда Антон Котяков, однако конкретных цифр он не назвал.

В ИТ-отрасли этот процесс может пройти более мягко и менее заметно, отмечает Мария Бузунова. Рынок труда ИТ, как и «синих воротничков», линейного персонала, продаж, все так же остается «рынком соискателя», большинство специалистов — в дефиците. Зарплаты в ИТ-сфере в целом по ИТ-рынку пока не меняются.

В Комитете по труду и занятости полагают, что в ближайшее время ожидается рост спроса на разработчиков Big Data, архитекторов информационных систем, дизайнеров интерфейсов, кураторов информационной безопасности, дизайнеров 3D, разработчик виртуальной реальности.

Полина Макарова

Поделиться с друзьями