Оптимальные решения в бизнесе и управлении сегодня не могут приниматься без учета геоаналитики. Операторы связи владеют огромной базой данных о пользователях сети, их перемещениях, активности, интересах. Все эти пользователи находятся в фокусе интересов производителей товаров и услуг, которые, анализируя эти данные, делают выводы о том, как привлечь больше новых клиентов, эффективно расположить торговые точки и получить больше выгоды. Комплексный анализ геоданных — мощный и эффективный инструмент продаж: он помогает быстро оценить потенциал рынка и правильно себя на нём позиционировать.
Что такое геоаналитика
Геоаналитика — сбор и обработка большого массива информации о населении, его численности и плотности, распределении по заданной территории, а также о пешеходных и транспортных зонах, наличии коммерческих объектов, присутствии конкурентов и многих других параметров, которые могут влиять на эффективность бизнеса. Метод, лежащий в основе геоаналитики, анализирует обезличенный массив данных, не привязанный к конкретным людям. Таким образом не нарушается федеральный закон, охраняющий персональные данные граждан. Услуги по геоаналитике и геомеркетингу предоставляют компании — владельцы таких данных, а также подрядчики, которые эти данные покупают у владельцев. Например, компания МТС предлагает анализ геоданных бизнесу. Он использует сведения об инфраструктуре города, плотности населения и его доходах, транспортных и пешеходных зонах, коммерческом окружении. На основе геоданных можно оценить бизнес конкурентов, например, количество торговых точек в заданной локации и количество покупателей, а также средний чек. Можно сделать выводы о количестве людей, которые живут и работают в разных локациях города, о их покупательской способности и подобрать удобное и прибыльное место для торговой точки.
Что знают о нас операторы
Используя различные приложения, совершая звонки, отправляя смс, используя интернет, человек делится своей геопозицией и автоматом попадает в базы данных телеком операторов и поисковых порталов. Подключаясь к WIFI в кафе, ТЦ, он тоже попадает в чью-то базу. Операторы связи фиксируют множество событий: присутствие абонента в зоне действия конкретных базовых станций, модель телефона, данные по длительности звонков и data-сессий, регистрационные данные (пол, возраст), выезды в другие регионы страны и за её пределы.
Метод, лежащий в основе геоаналитики, позволяет за счет анализа технологических событий сети операторов мобильной связи и построения математических моделей получать информацию о маршрутах людей, их передвижении, исключая использование и обработку персональных данных абонентов.
Интернет-компании знают, какие поисковые запросы делает тот или иной человек, чем он интересуется в данный момент времени, каковы его интересы. Операторы оценивают социально-демографический портрет групп пользователей, где они живут, работают и проводят выходные, маршруты передвижения, на чём люди передвигаются (авто, общественный транспорт или пешком), куда и как часто путешествуют, какими приложениями на своём смартфоне пользуются, как часто выходят в интернет. На основании этих знаний можно с достаточно высокой точностью определить уровень дохода и потенциальные потребности по разнообразным товарам и услугам.
Кому нужны данные геоаналитики
С помощью геоаналитики обычно ищут места для размещения магазинов, гостиниц, аптек, отделений банка, фитнес-центров, салонов красоты, но механизм применим и ко многим другим отраслям. При этом технология актуальна как для тех, кто только собирается открыть своё дело, так и для тех, кто задумался о расширении бизнеса.
Геопространственный анализ в ритейле и онлайн-торговле помогает оптимизировать доставку товаров, анализировать лояльность, отток или переток клиентов к конкурентам, а также планировать качественное привлечение аудитории магазинов, изменять ассортимент под сегменты покупателей. Грамотная геопространственная позиция магазина может увеличить средний чек более чем в 5 раз по сравнению с другими магазинами сети.
Данные геоаналитики важны для застройщиков: они помогают выбрать выгодную локацию для будущего объекта с учетом состава населения, тарнспортной доступности, инфраструктуры.
Определить оптимальное место для создания распределительно-логистических центров не менее важно, чем для открытия торговой точки. Для этого нужно учесть не только расстояние до места поставки, но и стоимость транспортировки из конкретной точки, а также транспортную доступность (вплоть до качества дорог). Все эти параметры легко отслеживать с помощью геоинформационных систем, выбирая локацию для будущего складского комплекса.
В интернет-торговле геоаналитика может быть использована для планирования и оптимизации пунктов выдачи товаров. С помощью геоданных, которые регистрируются в момент покупки в интернет-магазине, составляется карта, которая показывает, в каких локациях, как часто и в каком объеме в основном совершаются онлайн-заказы. На основании информации, отображенной на карте, можно легко и обоснованно принимать решения о том, где целесообразно рассмотреть размещение дополнительных пунктов выдачи и постаматов.
Данные геоаналитики активно используют банки. С их помощью они не только находят перспективные точки для открытия новых отделений и размещения банкоматов и определяют наиболее эффективный режим работы, но и выдают рекомендации клиентам о расположении отделений и банкоматов. Сведения о геоданных клиентов банки используют и как дополнительную защиту от мошенничества: если операция по карте клиента будет выполняться из несвойственной ему точки, система запросит дополнительное подтверждение платежа.
Не только бизнес
Еще одно направление, в котором активно используется анализ больших данных, — развитие «умного города». На основании лишь одного датчика GPS/ГЛОНАСС сегодня можно получать разные данные о транспортной системе : загруженность дорог, типовые траектории объезда пробок в отдельно взятых секторах города, поиск новых аварийных участков и плохо регулируемых перекрестков,
выявление неисправностей в объектах городской инфраструктуры. На основе анализа данных о пассажиропотоке строится планирование движения общественного транспорта и запуск новых маршрутов. Геоданные позволяют выявлять места наиболее плотного трафика в определённый период времени. Также геоаналитика используется для благоустройства территорий, прогнозирования нагрузки на строительные объекты и сети при их проектировании, мониторинг состояния строительных объектов.
Геоаналитика помогает развивать транспортную систему между городами. Данные о перемещениях граждан между городами с разделением на виды транспорта помогают аэропортам запускать прямые авиарейсы, ж/д перевозчикам – скоростные составы с теми городами, откуда к ним чаще всего прибывают гости.
ОСМ